На пороге 2024 года

 Надежда на лучшее в мире усиливается, в Казахстане слабеет

t-h-chia-tVZMk-cidEc-unsplash 1

Обобщены результаты традиционного международного опроса Gallup International «Итоги года». Опрошено более 40 тысяч человек в 41 стране. Оператором опроса в Казахстане, как и в предыдущие 10 лет, выступил Центр социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia.

По данным таких опросов вычисляется, прежде всего, важнейший показатель настроений в мире – Индекс надежды. Он рассчитывается как разница ответов «лучше» и «хуже» на вопрос «Будет ли наступающий год лучше или хуже уходящего, или останется таким же?». Ответ «Останется таким же» в расчет не принимается.

В 2023 г. Индекс надежды в целом по опрошенным странам существенно вырос в сравнении с 2022 г., до +13 с -3. 


1_23.png

 

2_23.png

 

Top-5 стран – оптимистов и пессимистов из года в год меняются. На пороге 2024 г. они выглядят следующим образом  

3_23.png

Однако, при всех изменениях, в наибольшие оптимисты, практически, никогда не попадают самые развитые в плане экономики и демократических институтов страны, а в числе пессимистов мы всегда видим кого ни будь из лидеров западного мира (в этом году Италию) и, чаще всего, новых членов или кандидатов в члены Европейского Союза.

В Казахстане тренд Индекса надежды оказался противоположным мировому. Этот показатель в нашей стране неуклонно снижается с 2019 г.

Слайд4 23

 

И если, несмотря на тенденцию к снижению, Казахстан до 2022 г. включительно неизменно находился в лидирующей пятерке рейтинга (в 2022 г. у него было третье место), то в 2023 г. наша страна всего лишь на 13-м месте.

Конечно, описанную динамику нельзя толковать однозначно. Индекс надежды в Казахстане держится с достаточно уверенным плюсом. К тому же, вполне возможно, что в стране растут социальные притязания. Ведь именно из-за высоких социальных притязаний страны, богатству и развитости которых мы завидуем, нередко показывают крайне низкие, иногда минусовые значения Индекса надежды. В 2023 г. Канада показала 0, Германия -7, Австрия -9. С минусами вышли Гонконг и Южная Корея.

Однако казахстанская ретроспектива все же заставляет задуматься. В нашей стране анонсированы масштабные реформы. Возможно, они пока не оправдывают порожденных ими надежд.      

 

 

 
О тех, которых забывать нельзя

опека 

 

Проблемы казахстанцев, признанных недееспособными, вынесены на общественные обсуждения 

 Речь пойдет о людях, которые по причине психических отклонений или умственной отсталости признаны недееспособными, в связи с чем над ними установлена опека и они фактически лишены элементарных прав человека и гражданина. Таковых в Казахстане более 40 тысяч человек. Около половины из них находятся в Центрах оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ), где их опекуном считается директор учреждения, и более половины пребывает в домашних условиях с назначенными опекунами, как правило, из числа близких родственников.

Эта довольно многочисленная категория наших сограждан долгое время не являлась объектом серьезного общественного внимания. Ситуация несколько изменилась с ратификацией Казахстаном в 2015 г. Конвенции о правах инвалидов (КПИ). Данный документ, ставший важным элементом гуманизации международного права, потребовал внедрения принципиально новых стандартов законодательства и социальной практики. Суть новых подходов в том, что лица с инвалидностью, в том числе ментальной и интеллектуальной, должны обладать полной правоспособностью наравне с другими гражданами.

Для того, чтобы всесторонне оценить правовую и социальную ситуацию и наметить конкретные преобразования в контексте требований КПИ, Минтруда и ПРООН в марте 2023 г. начали комплексный исследовательский проект «Анализ национального института опеки над совершеннолетними лицами и выработка рекомендаций по его совершенствованию». Выполнение проекта поручено Центру социологических и маркетинговых исследований «BISAMCentralAsia». Согласно задачам  проекта, досконально изучен международный опыт реформирования  законодательства и правоприменительной практики в соответствии с принципами и установками КПИ, сделан всесторонний критический обзор соответствия казахстанского законодательства новым принципам и стандартам международного права в отношении лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью, даны конкретные рекомендации об изменениях в законах и нормативных актах.

В рамках проекта впервые в Казахстане проводится комплексное социологическое исследование по проблемам положения и прав лиц, признанных недееспособными. Завершен уникальный по тематике и методологии опрос, в ходе которого проведено более 300 интервью с совершеннолетними гражданами, находящимися под опекой. Опрашивались также опекуны, социальные работники, руководители и специалисты системы социальных услуг, юристы, правозащитники, психиатры и психологи.

В целом исследование показало определенный прогресс во внедрении в национальную систему опеки принципов и установок Конвенции о правах инвалидов, а также заметный отход от устаревших стандартов психиатрии, позитивные сдвиги в социальной работе. Постепенно совершенствуется нормативно-правовая база опеки, в основном успешно действуют Центры оказания специальных социальных услуг, появляются альтернативные им учреждения с более гибким режимом.

Однако реальное положение лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью пока далеко от современных правовых и социальных стандартов.

Казахстанское общество не избавилось от социокультурных и психологических стереотипов, мешающих внедрению принципов гражданского равноправия и правозащитных подходов в отношение к лицам с ментальной и интеллектуальной инвалидностью. Это проявляет себя, прежде всего, в отсутствии сколь ни будь широкого общественного интереса к проблемам данного сегмента населения, в стремлении, хотя, как правило, неосознанном и скрываемом, к максимальной изоляции «нестандартных» людей.

Особо острую проблему в связи с внедрением КПИ представляет собой крайне низкий уровень информирования недееспособных и «кандидатов» в недееспособные о своих правах, правовых и социальных возможностях и даже о специфике своего положения. Каждый третий респондент опроса недееспособных вообще не знает, что ему присвоен статус недееспособного. Примерно столько же не знают, что недееспособность устанавливается решением суда. Из тех опекаемых лиц, кто так или иначе информирован о судебном порядке установления недееспособности, 46% не имеет представления о том, кто возбудил иск о лишении дееспособности их самих.43% опрошенных недееспособных не приглашались в суд.  При этом 31% заявили, что у них не было никакой возможности выразить свое мнение в суде ни самостоятельно, ни через адвоката/представителя. Столь вопиющие факты, вскрытые исследованием, говорят о том, что не информированность становится важнейшим фактором широкой распространенности грубых процессуальных нарушений при определении недееспособности.

 Крайне редкими являются случаи восстановления дееспособности. Здесь действует ряд факторов, от изъянов законодательства и правоприменительной практики до корыстных интересов опекунов. Однако главных причин – две. Первая – отсутствие системного мониторинга состояния психического здоровья опекаемых лиц.  Вторая – почти поголовная не информированность недееспособных лиц о возможностях восстановления дееспособности. Не имеют никакого представления о такой возможности почти 70% опрошенных недееспособных.

Реформа законодательства и практики на принципах КПИ отличается исключительной сложностью, так как затрагивает и фундаментальные основы права, и устойчивые социальные и ценностные стереотипы, и административные и профессиональные подходы. Проведенный международный обзор показал, что в мире нет страны, которая могла бы послужить образцом внедрения Конвенции  в национальное законодательство и практику.

На завершающем этапе проекта ПРООН и Минтруда, осуществляемого BISAM, предварительные результаты вынесены на общественные обсуждения.

Общественные обсуждения прошли с в период с 15 по 19 декабря 2023 года в онлайн формате. На них были приглашены представители экспертного сообщества, имеющие профессиональное отношение к исследуемой теме, а также практикующие специалисты, непосредственно вовлеченные в систему опеки. Всего было проведено 3 общественных обсуждения, собравших более 100 экспертов. Мероприятия реализовались по следующим тематическим направлениям:

1.     Социальное направление. В рамках социального направления в общественных обсуждениях приняли участие специалисты, работники органов опеки и попечительства, социальные работники

2.     Медицинское направление. В рамках медицинского направления на общественные обсуждения были приглашены психиатры, психотерапевты, психологи, другие медицинские работники, работающие в учреждениях, оказывающих специальные медицинские и социальные услуги

3.     Юридическое направление. В рамках юридического направления в обсуждениях приняли участие специалисты в области права, правозащитники, общественные деятели

Проведенные общественные обсуждения по каждому из профильных направлений позволили получить дополнительную экспертизу по многим, поставленным в контексте задач и предварительных результатов проекта, вопросам. Кроме того, эксперты и специалисты в рамках своих выступлений выносили на обсуждения и другие актуальные вопросы, касающиеся функционирования отечественной системы опеки, обозначали возможные ориентиры их эффективного решения.

В настоящее время материалы общественных обсуждений тщательно обрабатываются и будут в различных форматах доведены до профессионалов и широкой общественности. 

 
Преодоление любой дискриминации – мировой тренд. В тренде ли Казахстан?

rodrigo-gonzalez-M8zCQTJZFbU-unsplash

Современный мир все большее значение придает достижению реальной всеобщности прав человека и гражданина, преодолению каких бы то ни было проявлений дискриминации относительно любых личностей и групп. В этом ключе возник принципиально новый подход к правам лиц с инвалидностью, к существующим, практически, во всех странах ограничениям правоспособности и дееспособности лиц, имеющих инвалидность по психическим заболеваниям.

Казахстан стремится идти в русле этого направления социального и правового прогресса. В 2008 г. РК подписала, а в 2015 г. ратифицировала Конвенцию о правах лиц с инвалидностью. Это поставило перед страной задачу серьезного реформирования законодательства и социальной практики.

Определенные шаги на этом пути уже сделаны. В 2017 г. Правительством РК был утвержден Первоначальный государственный доклад о мерах по осуществлению Конвенции. Принципы Конвенции нашли отражение в новом Социальном кодексе. Осуществлены преобразования в системе медико-социальных учреждений, в частности, создана сеть центров оказания специальных социальных услуг для лиц с ментальной инвалидностью.

Однако фундаментальные изменения, требуемые новым подходом к правам лиц с инвалидностью и к вопросам дееспособности, в Казахстане, как и во многих других странах, все еще далеки от завершения. Лица, признанные недееспособными в связи с психическими заболеваниями, по сути лишаются всякой правовой самостоятельности и не могут осуществлять экономические, социальные и политические права, гарантированные Конституцией РК для всех без исключения граждан. Таким образом, имеет место фактическая дискриминация достаточно большой группы населения страны, что неприемлемо с позиций современного международного права.

Нуждается в радикальном реформировании и существующая в Казахстане система опеки над совершеннолетними лицами. В этом выводе едины и специальный докладчик ООН, и ведущие казахстанские эксперты, и правозащитники.  

Решению этой, приобретающей все большую актуальность, задачи призван содействовать совместный проект ПРООН и Министерства труда и социальной защиты населения РК в рамках работы по анализу национального института опеки над совершеннолетними лицами и выработке рекомендаций по его совершенствованию. Реализация проекта осуществляется Центром социологических и маркетинговых исследований BISAMCentralAsia.

Проект предполагает детальный анализ правовых основ и правоприменительной практики в области опеки над совершеннолетними в Казахстане в контексте основополагающих международно-правовых документов и мирового опыта, а также проведение опросов, глубинных интервью и фокус-групп со следующими целевыми группами:

- совершеннолетние лица, признанные недееспособными в связи с психическими патологиями, над которыми осуществляется опека;

- опекуны и родственники совершеннолетних лиц, признанных недееспособными;

- представители государственных органов, их структурных и территориальных подразделений, а также других организаций, обеспечивающих и контролирующих опеку над совершеннолетними;

- медицинские и социальные работники, юристы, представители судов и адвокаты, прямо или косвенно вовлеченные в процесс установления, обеспечения и контроля опеки;

- общественные деятели, ученые и правозащитники.

Всех, кто хотел бы предоставить информацию по проблемам, описанным выше, высказать мнения, оценки, предложения, выступить респондентом в опросах, принять участие в планируемых общественных обсуждениях, просим написать на адреса электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , a_skuratov@bisam.kz.

 
Достаточно ли людям в разных странах политических свобод и экономических возможностей?

PPS

Этому вопросу было посвящено специальное исследование Международной ассоциации Гэллап. Оператором проекта в Казахстане выступил эксклюзивный представитель Ассоциации в РК, Центр социологических и маркетинговых исследований BISAMCentralAsia.

Опрос показал, что сложившиеся в мире стереотипы относительно уровня политических свобод и экономических возможностей в различных странах далеко не всегда совпадают с общественным мнением в самих этих государствах.

1pps

Первое, что выбивается как из традиционных представлений, так и из объективной реальности -  лидерство Объединенных Арабских Эмиратов по уровню удовлетворенности политическими свободами. Эта федерация абсолютных монархий известна всему миру, как процветающее государство, успешно соединившее приверженность исламу с мультикультурализмом, создавшее наилучшие условия для развития бизнеса. Тем не менее, ОАЭ никогда не ассоциировались в нашем сознании с демократией и политическими свободами.

Однако далее в верхней части таблицы, в части, где удовлетворенность политическими свободами превышает 60%, мы видим страны с вполне устоявшимся демократическим имиджем – Португалию и Швецию (74% удовлетворенных), Швейцарию (69%), Германию и Ирландию (63%), Индию (61%). Присутствие последней не должно нас смущать: чуть ли ни единственная среди стран с низким уровнем жизни большинства населения, Индия за более, чем 75 лет независимого развития ни разу не допустила разрушения демократических институтов, государственных переворотов и уходов в автократию.

Среди стран, где удовлетворены уровнем политических свобод свыше половины опрошенных, также находятся, по преимуществу, страны, воспринимаемые в мировом сообществе как демократические. Вопросы в этой группе возникают лишь в отношении, разве что, Вьетнама и Пакистана.

Зато в группе, где довольных политическими свободами оказалось меньше, чем не довольных, нас ждут сюрпризы. В США, неизменно претендующих на роль не только образца, но и оплота демократии, лишь 40% опрошенных считают, что им достаточно политических свобод. 48% уровнем политических свобод не удовлетворены. В компании с Соединенными Штатами оказались и некоторые страны Европейского Союза – Чехия, Греция, Словакия. В таких же странах ЕС, как Болгария и Польша, доля удовлетворенных политическими свободами немногим превышает треть опрошенных.

Не подтвердило общественное мнение собственных стран международный демократический имидж Южной Кореи (39% удовлетворенных, 55% недовольных политическими свободами) и, особенно, Японии, где политические свободы в стране считают достаточными лишь четверть опрошенных.

Из участвовавших в опросе стран постсоветского пространства нигде доля удовлетворенных политическими свободами не превысила долю неудовлетворенных. Лидирует среди постсоветских государств Армения, где 43% респондентов сочли политические свободы достаточными. На втором месте Казахстан, где политическими свободами удовлетворены 34% респондентов. Однако нельзя игнорировать тот факт, что 62% опрошенных казахстанцев существующим уровнем политических свобод не удовлетворены.

Тем не менее, по уровню удовлетворенности политическими свободами Казахстан опередил постсоветские государства, числящиеся наиболее демократическими, Грузию и Молдову, а также такие европейские страны, как Хорватия (31% удовлетворенных) и Венгрия (28%).

По доле удовлетворенных Казахстан обогнал и Российскую Федерацию с ее соответствующим показателем 31%. Однако среди опрошенных россиян доля неудовлетворенных намного меньше, чем не только в Казахстане, но и во многих странах развитой демократии. Зато в России, как нигде, велика доля затруднившихся ответить. Очевидно, это яркий показатель политического фона, на котором проводился опрос в этой стране.

В целом по опрошенным странам доля неудовлетворенных политическими свободами несколько превысила долю тех, кто считает уровень политических свобод достаточным (соответственно 50% и 42% при 8% затруднившихся ответить).

2pps

Гораздо больший разрыв между удовлетворенными и неудовлетворенными в оценках экономических возможностей.  

3pps

В целом по опрошенным странам лишь 29% респондентов считают существующие экономические возможности достаточными. 64% придерживаются противоположного мнения.

В отличии от вопроса, касающегося политических свобод, ответы на вопрос об экономических возможностях не позволяют как- то классифицировать страны.

4pps

В числе стран, где удовлетворены экономическими возможностями более половины опрошенных, соседствуют Швеция и Индонезия, Нидерланды и Боливия. В нижней части рейтинга, среди стран, где экономическими возможностями удовлетворены менее четверти респондентов, мы видим Южную Корею и Японию, экономическими успехами которых справедливо восхищаемся, а также многие европейские страны.

Казахстан на сей раз со своими 26% удовлетворенных расположился в середине рейтинга, опережая многие развитые страны. Правда, как и в вопросе о политических свободах, надо обратить внимание, что своими экономическими возможностями недовольны почти 70% опрошенных казахстанцев, хотя это существенно меньше, чем в таких европейских государствах, как Хорватия (87%), Грузия (88%) или Босния и Герцеговина (92%).

Россия в оценке экономических возможностей (29% удовлетворенных и 45% неудовлетворенных) дала несколько лучшие показатели, чем Казахстан . Однако среди россиян вновь оказалось больше, чем в любой другой из опрошенных стран, не определившихся с мнением.

Общий вывод из исследования: несмотря на беспрецедентное за истекший период ХХI века усиление роли политических факторов в мировом развитии, экономические аспекты жизни остаются значительно более чувствительными для людей, чем политические.  

Опрошено в 59 странах 58045 респондентов.       

 

 

 

 

 

 

 

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Страница 2 из 19